Особенности творчества тютчева кратко самое главное. Краткая биография, жизнь и творчество Ф.И

Федор Тютчев – известный русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайный советник.

Свои произведения Тютчев писал преимущественно в направлении романтизма и пантеизма. Его стихи пользуется большой популярностью, как в России, так и во всем мире.

В юности Тютчев целыми днями читал стихи (см. ) и , восхищаясь их творчеством.

В 1812 г. семейство Тютчевых было вынуждено переехать в Ярославль, по причине начала .

В Ярославле они оставались до тех пор, пока русская армия окончательно не изгнала со своих земель французскую армию, возглавляемую .

Благодаря связям отца, поэта зачисляют в коллегию иностранных дел в качестве губернского секретаря. Позже Федор Тютчев становится внештатным атташе Российской дипломатической миссии.

В данный период биографии он работает в Мюнхене, где знакомится с Гейне и Шеллингом.

Творчество Тютчева

Кроме этого он продолжает сочинять стихи, которые потом публикует в русских изданиях.

В период биографии 1820-1830 гг. им были написаны такие стихотворения, как «Весенняя гроза», «Как океан объемлет шар земной…», «Фонтан», «Зима не даром злится…» и другие.

В 1836 г. в журнале «Современник» печатается 16 произведений Тютчева под общим названием «Стихотворения, присланные из Германии».

Благодаря этому Федор Тютчев приобретает большую популярность у себя на родине и за ее пределами.

В возрасте 45 лет он получает должность старшего цензора. В это время лирик продолжает писать стихи, которые вызывают большой интерес в обществе.


Амалия Лерхенфельд

Однако отношения Тютчева и Лерхенфельд до свадьбы так и не дошли. Девушка предпочла выйти замуж за состоятельного барона Крюднера.

Первой супругой в биографии Тютчева стала Элеонора Федоровна. В этом браке у них родилось 3 дочери: Анна, Дарья и Екатерина.

Стоит заметить, что Тютчева мало интересовала семейная жизнь. Вместо этого он любил проводить свободное время в шумных компаниях в обществе представительниц слабого пола.

В скором времени на одном из светских раутов Тютчев познакомился с баронессой Эрнестиной фон Пфеффель. Между ними начался роман, о котором сразу же все узнали.

Когда супруга поэта услышала об этом, она, не выдержав позора, ударила себя в грудь кинжалом. К счастью дело обошлось легким ранением.


Первая жена Тютчева Элеонора (слева) и его вторая жена Эрнестина фон Пфеффель (справа)

Несмотря на произошедший инцидент и осуждение в обществе, Федор Иванович так и не смог расстаться с баронессой.

После смерти жены он сразу же вступил с Пфеффель в брак.

Однако женившись на баронессе, Тютчев тут же начал изменять и ей. В течение долгих лет он имел близкие отношения с Еленой Денисьевой, о которой мы уже упоминали.

Смерть

В последние годы жизни Тютчев потерял множество родственников и дорогих ему людей.

В 1864 г. из жизни ушла его любовница Елена, которую он считал своей музой. Затем скончались его мать, брат и родная дочь Мария.

Все это негативно отразилась на состоянии Тютчева. За полгода до смерти поэта парализовало, в результате чего он оказался прикованным к постели.

Федор Иванович Тютчев умер 15 июля 1873 года в возрасте 69 лет. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря.

Если вам понравилась краткая биография Тютчева – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

1 Краткая биографическая справка.

2 Философское миросозерцание поэта.

3 Любовь и природа в поэзии Тютчева.

Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. О. И. Тютчев родился в 1803 году в родовитой дворянсхой семье. Мальчик получил хорошее образование. Интерес к поэзии у Тютчева проявился достаточно рано - уже в 12 лет он успешно переводил древнеримского поэта Горация. Первым опубликованным произведением Тютчева стало вольное переложение «Посланий Горация к Меценату».

После окончания Петербургского университета Тютчев поступил на дипломатическую службу. В качестве чиновника русской дипломатической миссии он был направлен в Мюнхен. Нужно отметить, что Тютчев в общей сложности провел за границей более 20 лет. Он дважды женился - по любви, причем и предшествующие браку отношения, и последующая семейная жизнь Тютчева складывались довольно драматично.

Карьерный рост Тютчева, получившего должность дипломатического посланника и звание камергера, прекратился по вине самого поэта, который в период бурного увлечения баронессой Э. Дернгейм, ставшей его второй супругой, он на некоторое время самовольно отставил службу, да еще потерял доверенные ему документы. Получив отставку, Тютчев некоторое время еще жил за границей, но через несколько лет все же вернулся на родину. В 1850 году он познакомился с Е. Денисьевой, которая была в два раза моложе его и которая вскоре стала его возлюбленной. Эта связь продолжалась 14 лет, до самой смерти Денисьевой; в то же время Тютчев сохранил самые нежные чувства к своей жене Элеоноре. Любовь к этим женщинам нашла отражение в творчестве поэта. Тютчев скончался в 1873 году, после того, как потерял нескольких близких людей: брата, старшего сына и одну из своих дочерей.

Что же такого привнес в поэзию этот человек, что его стихи обессмертили его имя? Литературоведы пришли к выводу, что Тютчев ввел мотивы и образы, которые до него практически не использовались в поэзии XIX века. В первую очередь это вселенский, космический охват мировосприятия поэта: Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Подобный масштаб впоследствии будет нередко находить отражение в творчестве поэтов XX века. Но Тютчев жил в XIX, таким образом, в чем-то он предвосхитил развитие поэтических тенденций, заложил основы новой традиции.

Интересно отметить, что для Тютчева такие философские категории, как бесконечность и вечность, являются близкими и ощутимыми реалиями, а не абстрактными понятиями. Человеческий страх перед ними проистекает от невозможности рационалистически постичь их сущность:

Но меркнет день - настала ночь;

Пришла - и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами -

Вот отчего нам ночь страшна!

Однако Тютчев конечно же является наследником поэтической традиции, сложившейся до него. Например, стихотворения «Цицерон», «Зенит!» написаны в ораторско-дидактическом стиле, который широко применялся в XVIII веке. Нужно отметить, что в этих двух стихотворениях раскрываются некоторые важные элементы философского мировосприятия поэта. В стихотворении «Цицерон» Тютчев обращается к образу древнеримского оратора, чтобы подчеркнуть преемственность исторических эпох и провести идею, что наиболее интересными являются переломные моменты истории:

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был -

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!

Свидетель крупных исторических событий расценивается Тютчевым как собеседник богов. Лишь они могут понять глубокие переживания творческой души. Что касается людей, го передать им свои мысли и чувства крайне сложно, более того, нередко этого не следует делать, о чем поэт пишет в стихотворении «Зенит!»:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими - и молчи.

Использование мифологических образов в поэзии Тютчева также основано на традиции, уже существовавшей в русской литературе. Причудливый мир мифа позволяет поэту абстрагироваться от повседневности, почувствовать сопричастность с некими таинственными силами:

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба

Смеясь, на землю пролила.

Нужно обратить внимание на композицию стихотворений Тютчева. Нередко они состоят из двух взаимосвязанных частей: в одной из них поэт дает что-то вроде зарисовки, показывает тот или иной образ, а другая часть посвящена анализу и осмыслению это-го образа.

Для поэтического мира Тютчева характерна ярко выраженная двуполюсность, которая является отражением его философских воззрений: день и ночь, вера и безверие, гармония и хаос… Этот список можно было бы продолжать долго. Наиболее выразительно противопоставление двух начал, двух стихий в любовной лирике Тютчева. Любовь в стихах Тютчева предстает то как «поединок роковой» двух любящих сердец, то как смешение, казалось бы, несовместимых понятий:

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство, и безнадежность.

Природа в лирике Тютчева неразрывно связана с внутренней жизнью лирического героя. Отметим, что Тютчев нередко показывает нам не просто картины природы, но переходные моменты - сумерки, когда еще не совсем погас свет и не наступила полная темнота, осенний день, еще живо передающий очарование минувшего лета, первую весеннюю грозу… Как и в истории, так и в природе, поэту более всего интересны именно эти «пороговые», переломные этапы: Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул -

Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальный гул…

Тема «смешения», взаимопроникновения, нередко звучит и в тех строках, которые посвящены восприятию природы человеком:

Час тоски невыразимой!..

Все во мне и я во всем!..

… Чувства мглой самозабвенья Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Для восприятия природы Тютчевым, как и для всей лирики поэта, характерна полярность, двойственность. Природа может представать в одном из двух обличий - божественной гармонии:

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть!.. или стихийного хаоса:

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?..

Природа для Тютчева - это огромное живое существо, наделенное разумом, с которым человек вполне может найти общий язык:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

СВЕДЕНИЯ О ЖИЗНЕННОМ И ТВОРЧЕСКОМ ПУТИ Ф.И.ТЮТЧЕВА

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) принадлежал к старинному дворянскому роду, который известен с середины XIV века, когда Захарий Тютчев был послан Дмитрием
Донским к ордынскому хану для переговоров. Родился будущий поэт 5 декабря 1803 года в селе Овстуг в имении отца Ивана Николаевича, который, получил военное образование, прослужил недолго, вышел в отставку и женился на графине Екатерине Львовне Толстой.

Детские и юношеские годы Тютчева (1803-1819) прошли в Овстуге, в Москве, где родители купили дом, в подмосковном имении. Его семья жила в атмосфере дворянской культуры своего времени и сохраняла народные обычаи, православные традиции.

Поэт, будучи взрослым, вспоминал, «как в пасхальную ночь мать подводила его, ребёнка, к окну и они вместе дожидались первого удара церковного колокола… В канун больших праздников … нередко служились всенощные на дому, а в дни семейных торжеств пелись молебны …

В спальне и в детской блестели начищенные оклады родовых икон и пахло лампадным маслом … » Тютчеву было девять лет, когда началась Отечественная война 1812 года, он осознанно воспринимал патриотический подъём в стране.

Родители дали сыну прекрасное образование. Сначала это было домашнее обучение, отвечавшее требованиям классических гимназий (в то время средние учебные
заведения по образцу европейских для детей дворян). Первым домашним учителем мальчика был бывший крепостной, получивший вольную, он привил ему любовь к чтению и природе.

Продолжил обучение поэт, знаток античности и классицизма Семён Егорович Раич, с ним Тютчев изучал античную литературу, переводил древних поэтов, осваивал русскую философскую и дидактическую (нравоучительную) поэзию XVIII века с её идеей гармонии нравственного и прекрасного, читал русскую литературу своего времени.

Раич писал: « … С каким удовольствием вспоминаю я о тех сладостных часах, когда бывало, весною и летом, живя в подмосковной, мы вдвоём С Ф.И. выходили из дому, запасались Горацием, Вергилием или кем-нибудь из отечественных писателей и, усевшись в роще, на холмике, углублялись в чтение и утопали в чистых наслаждениях красотами гениальных произведений Поэзии!..»

В подражание Горацию Тютчев написал оду «На новый 1816 год» и был принят в члены Общества любителей российской словесности. Юный поэт воспринял черты возвышенного стиля философской и дидактической поэзии классицизма, которые органично вошли в его лирику. В это время он посещает занятия в частном пансионе, готовясь поступать в университет.

В Московском университете (1819- 1821) Тютчев учится на словесном отделении. Наряду с семейным воспитанием значительное влияние на формирование его взглядов оказали профессора университета, поддерживающие постепенное реформирование общества при сохранении самодержавия.

В студенческие годы Тютчев проявляет религиозное вольнодумство, свойственное молодости: не соблюдает обряды, сочиняет шутливые стихи, чем огорчает родителей, но вместе с тем изучает книгу французского философа Паскаля, защитника христианского учения.

Начинающий поэт включается в литературную жизнь, пишет стихотворение «К оде Пушкина на Вольность», относящееся к его ученической лирике, раскрывающее роль поэта и поэзии в обществе.

Окончив университет в 1821 году, Тютчев служит в Петербурге, в Коллегии иностранных дел. Посещает созданное С.Е.Раичем общество молодых любителей литературы (кружок Раича»), объединившее начинающих поэтов и писателей.

На занятиях кружка изучалась философия, рассматривались вопросы эстетики и современной литературы, то есть первой четверти XIX века, когда в ходе полемики классицистов и сентименталистов складывалось новое литературное направление романтизм.

Повторить ранее изученное о романтизме можно, проведя беседу либо включив в урок подготовленное сообщение учащегося.

Примерные вопросы для беседы
— Какая философская идея является основой романтизма?
— Что означает понятие принцип романтического двоемирия?
— Какие течения определились в романтизме как литературном направлении?
— Какую роль, по представлениям романтиков, должна играть литература, в частности поэзия, в жизни общества?

Романтическое искусство основывалось на идее беспрестанно меняющегося божьего мира, закономерной борьбы противоречивых начал в природе и в жизни человека. Противопоставление героя, его идеалов окружающему миру является основополагающим принципом романтизма, который получил название «принцип романтического двоемирия».

При общих ведущих чертах романтизм как литературное направление разделился на два течения: психологический (созерцательный) и гражданский романтизм.

По мнению романтиков психологического течения, назначение литературы состоит в том, чтобы нести людям высокие нравственные идеалы, помочь им увидеть красоту мира и выбрать в суровой и сложной жизни путь добра.

По мнению романтиков гражданского течения (прежде всего это поэты-декабристы), нужно обнажить пороки общества и изменить его путём борьбы. Романтики ищут идеалы среди свободной природы, размышляют о её законах, стремятся за пределы земного мира, увлекаются античной культурой, историческим прошлым.

Дипломатическая служба за границей (1822-1844} началась в июне 1822 года, когда Тютчев прибыл в Германию, в Мюнхен, на службу в русской дипломатической миссии (ему было девятнадцать лет). Он знакомится с немецким романтизмом, переводит стихи Гёте, Гейне, общается с философом Шеллингом, изучает его работы по вопросам
философии природы (натурфилософии).

Согласно учению Шеллинга, природа, как и человек, наделена сознанием, одухотворена, противоречива; познать природу и человеческое общество и предугадать процесс их развития невозможно — он открывается только через веру в Бога. Тютчев воспринимает учение Шеллинга, оно не противоречит его христианским убеждениям.

Философские взгляды поэта были связаны с пантеизмом — учением, максимально сближающим и даже отождествляющим понятия Бог и природа.

В Мюнхене поэт -дипломат не отказывается от светской жизни, о нём отзываются как об остроумном и интересном собеседнике. В это время он пережил чувство первой любви к юной графине Амалии (в замужестве баронессе Крюднер). Она отвечала ему взаимностью (молодые люди обменялись крестильными цепочками), Тютчев просил руки девушки, но получил отказ её родителей. Переживаниям первой любви посвящено стихотворение «К.Н. » , наполненное чувством горечи.

Твой милый взор, невинной страсти полный-

Не мог, увы! — умилостивить их-

Пережив драму несостоявшейся любви, Тютчев через два года женился на вдове, имевшей четырёх сыновей от первого брака.

Теперь у него большая семья, о которой он заботится. Много занимается литературой, осмысливает развернувшиеся в Европе революционные движения. Живя за границей, он не теряет связи с Россией, с друзьями на родине, где в различных альманахах выходят его стихи. В 1836 году Пушкин опубликовал подборку стихотворений Тютчева в своём журнале «Современник», дав им высокую оценку. Смерть Пушкина потрясла Тютчева, он написал стихотворение «29 января 1837», в котором осудил Дантеса:

Навек он высшею рукою
В цареубийцы заклеймён …
о Пушкине Тютчев сказал:
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет…

Жизнь за границей (1820-1830-е годы) — время расцвета таланта Тютчева, когда были созданы шедевры его лирики. В хронологическом отношении это ранний период творчества поэта. В 1837 году Тютчев направлен на службу в Италию, в Турин. За ним вскоре едет жена с детьми, в дороге на параходе случился пожар, они спаслись, но жена заболела и умерла. Через два года поэт женился во второй раз, а осенью 1844 года вернулся в Россию.

Жизнь на родине (1844-1873) связана со службой в Министерстве иностранных дел в Петербурге, где Тютчев живёт, часто бывая в Овстуге. В 1840-е годы пишет и публикует в основном политические статьи, в которых выражает своё отношение к европейским революциям как к катастрофе (в частности, к французским революциям 1830, 1848 годов). Основной политической идеей Тютчева становится панславизм – единение славянских народов вокруг России, который прослеживается в его общественно-политической лирике.

Стихотворения 1850-1870-х годов относят к позднему периоду творчества Тютчева. Поэт не может принять взглядов революционных демократов, а также молодой разночинной интеллигенции 1860-1870-х годов, которая вошла в историю под именем нигилистов, то есть людей, отрицающих общественные порядки, доставшуюся им культуру и нравственные идеалы.

В эти годы состоялось знакомство Тютчева с Еленой Александровной Денисьевой, она была моложе поэта на двадцать три года. Их взаимное увлечение стало известно в свете. Денисьеву перестали принимать в обществе, от неё отказался родной отец. Тютчев продолжал оставаться с прежней семьёй, страдая от раздвоенности. Денисьева пережила всю горечь унижений, трое её детей, рожденные вне брака, считались незаконными, хоть и носили фамилию отца, но были приписаны к мещанскому сословию.

В 1864 году Денисьева умерла от чахотки. Стихи, в которых отразилась любовная драма поэта, составляют денисьевский цикл в его любовной лирике.

Современники Тютчева, в том числе А.С.Пушкин, высоко ценили его творчество. Некрасов, публиковавший в «Современнике» стихи поэта, писал, что «они относятся К нем нагим блестящим явлениям в русской поэзии … ». В приложении к журналу по инициативе И.С.Тургенева были напечатаны стихи Тютчева со статьёй писателя, в которой им также была дана высокая оценка. Поэт умер в 1873 году, похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге.

Выводы
На становление Тютчева — поэта оказали влияние:
— культурная среда семьи, сохраняющей православные традиции; восприятие умеренных общественно-политических взглядов;
— образование: изучение античности, философской и дидактической поэзии классицизма, литературы русского романтизма;
— жизнь за границей: знакомство с немецким романтизмом, философским учением Шеллинга, восприятие европейских революций как катастрофы;
— драматические события личной жизни.

ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА

Большинство стихотворений Тютчева — это сплав чувства и философской мысли, связанной с природой, человеком и обществом, в каждом из них выделяется ведущая тема.
Тема поэта и поэзии
Поэзия не сумасбродство,
Но высший дар Богов …
и истину царям с улыбкой говорил …
Г.Р.Державин

В стихотворении «К оде Пушкина на Вольность» (1820) Тютчев раскрыл своё видение роли поэта и поэзии в жизни общества. Поэзия сравнивается с «пламенем Божиим», ниспадающим на царей:

Огнём свободы пламенея
И заглушая звук цепей,
Проснулся в лире дух Алцея, —
И рабства пыль слетела с ней.
От лиры искры побежали
И вседробящею струей,
Как пламень Божий, ниспадали
На чела бледные царей…

Лира — здесь: лирическая поэзия (от названия струнного инструмента в Древней Греции, под звуки которого исполнялись песни). Алцей (Алкей) — древнегреческий поэт, принимавший активное участие в политической борьбе.

Музы- древнегреческие богини поэзии, искусств и наук; муза лирической поэзии — Евтерпа; питомец муз — поэт. Поэту дано высокое предназначение напоминать тиранам о нравственных правилах, завещанных Богом:
Счастлив, кто гласом твёрдым, смелым,
Забыв их сан, забыв их трон,
Вещать тиранам закоснелым
Святые истины рождён!

И ты великим сим уделом,
О муз питомец, награждён!

Однако поэт не должен развенчивать авторитет власти, красота его поэзии должна смягчать жестокость тиранов, направлять граждан на добрые дела и поступки, помогать видеть красоту мира. Тютчев использует наряду со словом тиран слово самовластье в значении власть, не исполняющая законов и нравственных правил:

Воспой и силой сладкогласья
Разнежь, растрогай, преврати
Друзей холодных самовластья
В друзей добра и красоты!
Но граждан не смущай покою
И блеска не мрачи венца …

В стихотворении заметно влияние дидактической поэзии классицизма: архаическая, возвышенная лексика, обращения, восклицательные предложения.

Изменился ли с годами взгляд Тютчева на роль поэта и поэзии?

Поэзия
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном, пламенном раздоре
Она с небес слетает к нам —
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре —
И на бунтующее море
Льёт примирительный елей.
1850

Елей — 1) Оливковое масло, освящённое церковью для помазания христиан (на лбу делается знак креста). 2) Переносное значение — средство утешения, успокоения.

Примерные вопросы и задания для анализа:

— К какому периоду жизни и творчества Тютчева относится стихотворение?
— Какие два мира противопоставлены в стихотворении? Какова роль поэзии в обществе?
— Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, утверждая идею стихотворения?
— Чем это стихотворение отличается от юношеского «к оде Пушкина на Вольность»?

Как и многие его предшественники, Тютчев уверен в небесном происхождении поэзии. Земной мир с войнами, революциями, человеческими страстями («стихийный, пламенный раздор») противопоставлен миру небесному. Несовершенство, греховность земного мира подчёркивается анафорой в начале стихотворения. Поэзия олицетворена («С небес слетает», «льёт елей», наделена «лазурной ясностью во взоров»), а христианская символика, архаическая лексика подчёркивают высокое предназначение поэзии.

Исследователи творчества Тютчева отмечают, что для стихотворения характерен сплав черт романтизма и классицизма; это восьмистишие, состоящее из одного синтаксического периода, то есть из одного предложения. В стихах Тютчева, как и любого поэта, посвящённых теме поэзии, отражаются его общественно-политические взгляды.

Общественно-политическая тема
Что значат законы без нравов,
что значат законы без веры…

Раскрывая эту тему в лирике Тютчева, можно познакомить учащихся с фрагментами стихотворений, в которых он откликается на исторические события своего времени,
размышляет о международной миссии России, о духовно-нравственном состоянии общества.

В общественно-политической лирике поэт часто использует аллегорию, античные образы, евангельскую символику, намёк на исторические факты — всё это составляет её
особенность.

После восстания декабристов Тютчев пишет стихотворение «14 декабря 1825 года», в котором осуждает за вероломство и присягавших царю мятежников, и самовластье.

Поэт говорит о незыблемости русского самодержавия и о бессмысленности выступления против него группы людей:

Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил, —
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор Закон скрепил …

Под впечатлением французской революции 1830 года Тютчев пишет стихотворение
«Цицерон»:

Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима быль
Так! но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всём величье видел ты
Закат звезды её кровавой! ..
Счастлив, кто посетил сей мир.
В его минуты роковые —
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир;
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был,
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил.
1830

Цицерон — философ, оратор, политический деятель, сторонник сенатской республики в Риме (106-43 годы до н. э.). Ночь Рима — гражданскую войну, гибель республики и установление диктатуры Цицерон представлял в виде спускающейся на Рим чёрной ночи.

Капитолийская высота — один из семи холмов, на которых расположен Рим. Всеблагие — боги римской мифологии.

Тютчев использует античные образы, события истории Древнего Рима как намёна современные ему события, перефразирует подлинные слова Цицерона: «Скорблю, что я, выступивши в жизнь, как бы в дорогу, с некоторым опозданием, — прежде чем был окончен путь, погрузился в эту ночь республики … »> то есть стал свидетелем её гибели. В стихотворении отразились взгляды поэта на революцию как на трагедию, в которой проливается кровь, гибнут прежние цивилизации. Вместе с тем он признаёт неизбежность и величественность «минут роковых».

Основной политической идеей Тютчева в эти годы становится панславизм — единение славянских народов вокруг России. Поэт полагал, что Россия, как молодая страна, развивающаяся по своим историческим законам, сохранившая высокие нравственные основы, может остановить напор революционной стихии, стать оплотом цивилизации в мире.

В стихотворении «Море и утёс» (1848), используя антитезу и аллегорию, поэт изображает западные революции в виде разъярённых морских волн: И бунтует, и клокочет,

Хлещет, свищет, и ревет,

И до звезд допрянуть хочет,

До незыблемых высот…

Ад ли, адская ли сила

Под клокочущим котлом

Огнь геенский разложила-

И пучину взворотила

И поставила вверх дном?

Волн неистовых прибоем

Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой,-

Но, спокойный и надменный,

Дурью волн не обуян,

Неподвижный, неизменный,

Мирозданью современный,

Ты стоишь, наш великан!

И, озлобленные боем,

Как на приступ роковой,

Снова волны лезут с воем

На гранит громадный твой.

Но, о камень неизменный

Бурный натиск преломив,

Вал отбрызнул сокрушенный,

И клубится мутной пеной

Обессиленный порыв…

Стой же ты, утес могучий!

Обожди лишь час-другой-

Надоест волне гремучей

Воевать с твоей пятой…

Утомясь потехой злою,

Присмиреет вновь она-

И без вою, и без бою

Под гигантскою пятою

Вновь уляжется волна…

Позже поэт осознает утопичность идей панславизма, но останется патриотом своей страны. Патриотическим чувством пронизана его поэтическая миниатюра, стихотворный
афоризм:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
у ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
1886

Продолжая романтическую традицию Лермонтова, Тютчев пишет стихотворение «Наш век»:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует …
Он к свету рвётся из ночной тени,
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушён,
Невыносимое он днесь выносит …
И сознаёт свою погибель он,
И жаждет веры, но о ней не просит …
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью! .. »
1851

Примерные вопросы и задания:

— К какому историческому времени принадлежит лирический герой?
— Как проявляется принцип романтического двоемирия?
— Какое чувство здесь выражено, какую мысль проводит автор, какие изобразительно-выразительные средства использует?

В этом стихотворении Тютчев, как и Лермонтов, причисляет лирического героя к определённому историческому времени. В данном случае это время общественных потрясений, когда человек теряет духовно-нравственные идеалы.

Противоречивые чувства: неверие в Бога и жажда веры, осознание гибельности безверия и вместе с тем неприятие спасительной силы молитвы к Богу — одолевают человека. Поэт передаёт ощущение трагичности переломных моментов в истории и событий личной жизни, связанных с Денисьевой.

Историческое время воспринимается глубоко личностно и философски обобщается: пороки общества — следствие порочности, греховности человека, преодоление которых без веры невозможно. Повторяющиеся в конце двустиший многоточия создают впечатление взволнованной ораторской речи, архаичные слова придают ей характер проповеди.

Стихи о природе

Сочетание чувства и философской мысли характерно для всего творчества Тютчева, в том числе для стихов о природе. Поэт наделяет природу сознанием, сближает понятия природа и Бог, признаёт борьбу противоречивых начал в природе и жизни человека, и в этом проявляются его философские взгляды, принцип романтического двоемирия.

Начинать изучение темы можно с повторения на новом уровне стихотворения «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая … »).

Примерные вопросы и задания:

— Какие картины встают перед взором лирического героя, какую роль играет их смена?
— Как воспринимает грозу собеседница лирического героя?
— Каким чувством наполнено стихотворение, какими художественными средствами оно передаётся читателю?

Тема стихотворения — мощное, животворящее природное явление (гроза), созерцание которого вызывает у поэта глубокие философские размышления. Смена картин природы («дождик брызнул», «пыль летит», «повисли перлы дождевые»), использование олицетворений позволяют воспринимать грозу в движении как одушевлённое явление.

Это восприятие усиливается тем, что собеседница лирического героя сравнивает грозу с юной богиней античной мифологии Гебой, дочерью верховного бога древних греков 3евса, который управлял всеми небесными явлениями, прежде всего громом и молнией. Атрибуты 3евса: орёл (носитель молнии), эгида (щит как знак покровительства), скипетр (жезл, украшенный драгоценными камнями как знак власти).

Геба изображалась в виде юной девушки с золотой чашей (кубком) в руках, иногда кормящей орла 3евса. Обращение к древнему мифу в конце стихотворения подчёркивает мысль о вечности живой одухотворённой природы, о сочетании в ней закономерных и стихийных сил.

Поэт использует определение, образованное соединением слов («громокипящий кубок»), что характерно для древнегреческой поэзии («златокудрая богиня», «розовоперстая Эос», то есть утренняя заря). Эпитеты («весенний первый гром», «раскаты молодые», «птичий гам»), сравнения («как бы резвяся и играя») передают радостное чувство лирического героя.

Последнее четверостишие перекликается с первым: сравнение грозы с молодой, весёлой Гебой, проливающей громокипящий кубок, усиливает радостное чувство начала стихотворения.

В школьных учебниках при водится в основном первое четверостишие стихотворения «Не то, что мните вы, природа … », можно познакомить учащихся с полным его текстом, сказать, что вторая и четвёртая строфы были запрещены цензурой и не дошли до нашего времени, вместо них поставлены отточия,

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык …
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!
1836

Это монолог-обращение лирического героя к собеседнику и вместе с тем ко всем людям, которые возвысились над природой, перестали видеть в ней духовное начало. Поэт убеждён, что в природе скрыта живая душа, способная выражать себя своим языком, и каждый человек должен научиться понимать природу, жить с ней в гармонии, сохранять её. Он использует здесь образ Великой Матери — средиземноморской богини, культ которой объединял поклонение богиням Артемиде, Исиде и другим, олицетворявшим природу.

Этот образ античной мифологии встречается у поэта часто, например в стихотворении, посвящённом А.А.Фету, «Иным достался от природы …» (1862):

Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел —
Не раз под оболочкой зримой
Ты самоё её узрел …

Романтическое двоемирие в стихах о природе связано с представлением поэта о
Вселенной (мироздании, космосе).

На мир таинственный духо́в,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День - сей блистательный покров -
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день - настала ночь;
Пришла - и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!
1839

Примерные вопросы для анализа:

— Как проявляется в стихотворении принцип романтического двоемирия?
— Какой представляется поэту Вселенная?
— Какое настроение выражено в стихотворении, какая лексика преобладает?

Обобщение ответов учащихся:

Земля окружена небесным сводом, который днём скрывает Вселенную. День — это «златотканый» покров, дружелюбный к людям и богам. Ночью обнажаются глубины космоса, таинственного, и притягательного, и устрашающего. Человек и земная природа безмолвны перед стихиями космоса.

Последний катаклизм
Когда пробьёт последний час природы,
Состав частей разрушится земны«:
Всё зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!
1829

Примерные вопросы и задания

— Какие философские взгляды выражены в стихотворении?
— Определите характер рифмовки.
— Как называются стихи из четырёх стихотворных строк?

Обобщение ответов учащихся:

Стихотворение написано в виде сентенции — изречения нравоучительного, философского характера. Картина «последнего часа природы» подводит к мысли о естественности природных катастроф и о Божественном сотворении жизни. Поэт изобразил разрушенную природу, готовую к новому акту творения жизни. Сложная философская мысль чётко и кратко выражена в миниатюре из четырёх строк (катрене) с перекрёстной рифмовкой.

Поэт использует в основном нейтральную лексику, но старославянские слова придают миниатюре величественность и философскую глубину.

В стихотворении «Silentium!» (1830) Тютчев обращается к внутреннему миру человека, утверждая его самобытность, как и мира природы.

Примерные вопросы и задания для анализа
— Определите тему стихотворения.
— Какая философская мысль вытекает из сравнения внутреннего мира человека с миром природы?
— Как поэт раскрывает проблему соотношения мысли и слова?
— Какие художественные приёмы использует поэт для выражения идеи?

Обобщение ответов учащихся:

Душа человека, его мысли и чувства так же непостижимы, как мироздание:

Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи …

Поэт раскрывает поднимаемую со времён Античности тему относительности выражения мысли в слове, и латинское название стихотворения помогает осознать, что эта тема уходит в глубину веков. Тютчев проводит мысль о невозможности человека полно и до конца выразить себя в слове и познать внутренний мир другого человека в его словах, как и постичь тайну внутренней жизни природы:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь …

По мнению поэта, речь человека характеризует его внешнее проявление, молчание — внутренний мир. В стихотворении также говорится о причастности человека к миру природы и об одиночестве его в мире людей. Но в отличие от романтиков Тютчев объясняет одиночество человека не его конфликтом с обществом, а причинами, независящими от личности, то есть объективными.

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся Благодать …
1869

В этой поэтической миниатюре-афоризме поэт также проводит мысль о невозможности полноты высказывания и надеется на доброе отношение к его поэтическому творчеству, вместе с тем в ней заложен глубокий философский смысл: на верующего человека нисходит свободный дар Божественной любви — Божья благодать.

Любовная лирика
Жёг любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век,
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если Ты не человек …
Г.Р.Державин

В любовной лирике Тютчева отражаются психологически точно переданные переживания лирического героя и философское осмысление любви.

Амалии Крюденер поэт посвящает стихотворение «К.Н.» (1824), наполненное чувством горечи после расставания с девушкой.

Твой милый взор, невинной страсти полный,
Златой рассвет небесных чувств твоих
Не мог — увы! — умилостивить их.
Он служит им укорою безмолвной …

Позже было написано стихотворение «Я помню время золотое … » (1834). Оно посвящено тем дням юности, когда молодые люди отстали от группы путешествующих и осматривали руины старинного замка на берегу Дуная. Теплота воспоминания сочетается с грустью расставания:

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.

Спустя много лет Тютчев посвятил Амалии Крюденер, теперь уже светской красавице, ещё одно стихотворение.

К.Б.
Я встретил вас - и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, -
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки
Гляжу на вас, как бы во сне, -
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!.
1870

Вопросы и задания для анализа
— Как любовная тема сочетается с философскими обобщениями?
— В чём состоит особенность сравнений?

Обобщение ответов учащихся:

Инициалы в заглавии стихотворения — это сокращённые слова «Баронесса Крюденер». Оно было написано после встречи поэта с баронессой на курорте в Карлсбаде в 1870 году. Как и в предшествующем стихотворении, Тютчев повторяет здесь выражение «время золотое» (эпитет «златой» появился уже в первом посвящении юной Амалии: «златой рассвет небесных чувств»). Раскрыв «внутренние переживания человека, поэт использует сравнения из мира природы. Неожиданная, через много лет встреча с любимой пробудила святые воспоминания о прошлом, одновременно это и возвращение полноты чувства («всё та ж в душе моей любовь»).

Любовь навсегда сохраняется и возрождается в душе человека — такова обобщающая мысль автора. Последняя встреча поэта с баронессой состоялась, когда поэт был болен в 1873 году. Сохранилась запись, сделанная в последние дни его жизни: « … вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с … моей Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной … »

В стихах денисьевского цикла звучит тема любви как рокового стихийного чувства, тема жертвенности любви, её переживаний «на склоне лет». «О, как убийственно мы любим » (1851) — стихотворный монолог, посвящённый трагическому противоречию любви, которая может стать для любимого человека «судьбы ужасным приговором», погубить его. Повторяющееся первое и последнее четверостишие усиливают его трагическое звучание. Начальная фраза стала афоризмом.

0 / 5. 0


Фёдор Иванович Тютчев появился на свет в поместье Овстуг Орловской губернии. Детские годы прошли в Овстуге, а юношеские лета - в Москве.

Его домашним учителем был поэт Семён Раич, который познакомил ученика с творениями литераторов всего мира и одобрявший его первые опыты на литературном поприще. Фёдор изучал поэзию Древнего Рима, латынь и в двенадцатилетнем возрасте успешно переводил оды Горация.

Самым первым произведением Тютчева, вышедшим в свет, стала публикация 1819 года переложения оды «Послание к Меценату». Вскоре Фёдор Иванович поступил в Московский университет на словесное отделение и принял участие в его литературной жизни. По окончании университета в 1821 году, Тютчев получил степень кандидата словесных наук, а в 1822 году стал служить в Коллегии иностранных дел. Затем его назначили чиновником в Мюнхене, и в течение 22 лет поэт посещал Родину лишь наездами.

В это время его связь с литературной жизнью в России надолго прерывается.

Мюнхен во время службы в нём Тютчева мог носить статус культурного и политического центра страны. Этот город приводил в восторг, способствовал расширению знаний в области истории, философских наук, иностранных языков. Круг знакомых Тютчева составляют знаменитый философ и идеалист Фридрих Шеллинг, немецкий поэт и критик Генрих Гейне. Поэт переводит стихи Иоганна Гёте, Фридриха Шиллера, Уильяма Шекспира.

Известность пришла к Фёдору Ивановичу Тютчеву вместе с опубликованием 24 произведений, написанных в Германии, в журнале Александра Сергеевича Пушкина «Современник».

В 1826 году Фёдор Иванович связал свою судьбу с Элеонорой Петерсон, которая была вдовой русского дипломата. Брак был заключён по лютеранскому обычаю, а не по-православному, так как подобный ритуал венчания дипломатического чиновника за границей требовал продолжительных хлопот. Обвенчались они в 1829 году в греческой православной церкви. Вскоре Элеонора Фёдоровна, у которой уже было четверо детей, родила Тютчеву трёх дочерей.

1833 год даёт начало роману Тютчева с красивой женщиной Эрнестиной Дернберг. Чтобы избежать скандала и различных слухов, поэт переводится секретарём в Турине. Тут он и пережил смерть жены. За одну ночь поэт поседел. Горькие воспоминания об Элеоноре Тютчевой отразились в его произведениях.

Горечь жизненных обстоятельств не погасила пылкие чувства Фёдора Ивановича к Эрнестине Дернберг. В 1839 году, забрав ключи от русского посольства, Тютчев поехал в Швейцарию, дабы обвенчаться с возлюбленной. Служебный проступок не мог позволить дипломатической службе Фёдора Ивановича продолжаться. Подав в отставку, он стал жить в Мюнхене. На протяжении ещё пяти лет, Тютчев не имел никакого официального положения и упорно искал возможность возвращения на службу.

Осенью 1844 года Фёдор Иванович вместе со своей семьёй возвращается на Родину. С 1858 года являлся председателем комитета цензуры, где разными способами стремился умалить гнёт цензуры.

Возвратясь в Россию, Тютчев испытывает новый творческий взлёт. В 1849-1852 годах он создаёт множество стихотворений.

Поэзия Тютчева насчитывает более 400 стихов. Тема природы – одна их самых распространённых в лирике поэта. Так, пейзажи, динамичность, многоликость природы показаны в таких стихотворениях Тютчева, как «Осень», «Весенние воды» и многих других.

Любовь также является важной тематикой лирики Тютчева. Чувственность, нежность, страсть, напряжённость проявляются в его стихах. Любовь представлена поэтом в стихах из «денисьевского» цикла.

1850 год ознаменовался знакомством поэта с воспитательницей Смольного института Еленой Александровной Денисьевой. Этот открытый четырнадцатилетний роман вызвал сильную общественную травлю. Основной груз осуждения выпал на долю впечатлительной женщины. Денисьева умерла, не сумев справиться с предназначенными ей тяжёлыми испытаниями. Она оставила Фёдору Ивановичу троих детей.

1865 году поэту выпало смириться с утратой двоих детей и матери. Позже Тютчеву доводится пережить череду смертей любимых людей. Он похоронил сына и дочь, своего единственного брата.

Беды сломили поэта, здоровье ухудшилось, а 15 июня 1873 года Фёдор Иванович умер в Царском селе. Его похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

«Для Тютчева жить — значит мыслить».

И. Аксаков

«Только талантам сильным и самобытным предоставлена возможность касаться таких струн в человеческом сердце».

Н. Некрасов

Федор Тютчев — один из крупнейших русских поэтов-лириков, поэт-мыслитель. Его лучшие поэзии и до сих пор волнуют читателя художественной дальновидностью, глубиной и силой мысли.

Если вокруг поэзии Некрасова и Фета разворачивалась политическая борьба и сейчас литературоведы делятся на сторонников или «некрасовского» или «фетивського» направления, то о творчестве Тютчева мысли были единодушны: высоко ценили и воспринимали как демократы, так и эстетики.

В чем же неисчерпаемое богатство Тютчева лирики?

Федор Тютчев родился 23 ноября 1803 года в семье дворянина в имении Овстуг Орловской губернии. Родители будущего поэта, люди образованные и состоятельные, дали сыну основательное и разностороннее образование.

Гувернером к нему был приглашен известный в свое время поэт и переводчик С.Е.Раич, знаток классической древности и итальянской литературы. На его уроках Тютчев черпал глубокие знания по истории древней и новой литературы. Еще подростком Федор начинает писать и сам. Его ранние стихи несколько устаревшие и «тяжелые», однако свидетельствуют о таланте юноши.

В 14 лет Тютчев становится членом Союза любителей российской словесности. В 1819-м впервые появляется свет его вольный перевод «Послания Горация к Меценату». В течение 1819-1821 гг Тютчев учился на словесном отделении Московского университета.

Письма, дневники этого периода свидетельствуют его литературные вкусы. Он восхищался Пушкиным, Жуковским, немецкими романтиками, читал произведения французских просветителей, поэтов и философов Древней Греции и Рима. Круг его интеллектуальных интересов был достаточно широким и охватывало не только литературу, но и историю, философию, математику, естественные науки.

Московский университет начале 20-х гг становится центром политической и общественной мысли. И хотя Тютчев не интересовался политикой, мать, боясь вредного влияния на него революционных идей, настояла на досрочном завершении обучения и вступлению сына на дипломатическую службу.

Тютчев был зачислен в Коллегию иностранных дел. Вскоре он уезжает в Европу, где прожил почти 22 года, представляя российскую дипломатическую миссию в Мюнхене, затем в Турине и при дворе сардинского короля. Мюнхен (столица Баварского королевства) был одним из крупнейших центров европейской культуры.

Тютчев знакомится там с учеными, литераторами, художниками, погружается в изучение немецкой романтической философии и поэзии. Он сближается с выдающимся философом-идеалистом Ф.Шеллингом, дружит с Гейне, первым начинает переводить его произведения ^ Осийский языке, переводит также Ф.Шиллера, И.В. Гетета других европейских поэтов. Это помогло Тютчеву оттачивать и совершенствовать свое поэтическое мастерство.

В большую поэзию его имя вошло в 20-е гг Стихи Тютчева периодически появлялись в различных московских журналах и альманахах, и зачастую подписаны были только инициалами поэта. Сам Тютчев не очень высоко оценивал собственные наработки. Большинство из написанного или исчезло, или были уничтожены.

Удивительно скромный и требовательный к себе, во время одного из переездов Тютчев, сжигая ненужные бумаги, бросил в огонь и несколько тетрадей своей поэзии.

Четыре сотни стихотворений Тютчева позволяют проследить становление его мировоззрения, ознакомиться с выдающимися событиями его жизни.

В студенческую пору и в начале пребывания за границей поэт находился под влиянием свободолюбивых идей. Его стихотворение «К оде Пушкина« Вольность »по идейной направленности близок к произведениям романтизма, но уже в нем грешат отличие от социальной лирики Пушкина декабристского периода.

Тютчев использует лексику, характерную для поэзии декабристов («огонь свободы», «звук цепей», «пыль рабства» и др.), но видит смысл поэзии не в призыве к борьбе, а в призыве к миру и душевного покоя. В его оде есть строки, обращенные к поэту с просьбой волшебной струной «смягчать, а не тревожить сердца» читателей.

Отношение к России у Тютчева было противоречивым. Он глубоко любил свою родину, верил в ее будущее, но понимал ее экономическую и культурную отсталость, заброс, не мог мириться с политическим режимом «канцелярии и казармы», «кнута и чина», которые олицетворяли самодержавную Россию.

Для Тютчева всегда оставались неприйнятливимы любые насильственные формы борьбы. Отсюда — противоречивое отношение к декабристских событий, на которые он откликнулся стихотворением «14-е декабря 1825 года».

Поэт с уважением отнесся к смелым действиям дворян ради идей общественной свободы, перешагнувших через собственные интересы, однако одновременно он считал их «жертвами глупых намерений», утверждал, что поступок их лишен смысла, потому и не оставит следа в памяти потомков.

Ежегодно мастерство поэта совершенствовалась. К середине 30-х годов он напечатал такие жемчужины, как «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Летний вечер», «Silentium!», Однако имя поэта оставалось неизвестным рядовому читателю, поскольку отдельные стихи Тютчева (и часть без авторского подписи) появлялись в различных журналах и альманахах разрозненно и «терялись» в море стихов низкого сорта.

Только 1836 по инициативе своего друга И. Гагарина Тютчев собрал свои стихи в отдельную рукопись с целью опубликования. Работы были переданы П. Вяземскому, тот показал его Жуковского и Пушкина.

Три корифеи русской поэзии были в восторге, и в «Современнику» (а журнал в эту пору принадлежал его основателю А.Пушкину) были опубликованы 24 стихотворения под заглавием «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью Ф.Т.

Тютчев был горд вниманием к нему первого поэта России и мечтал о личной встрече. Однако встретиться им не суждено. На смерть Пушкина Тютчев откликнулся стихотворением «29 января 1837 года».

Как и М. Лермонтов, Тютчев обвинял в смерти Пушкина светскую верхушку, но считал, что поэт глубоко ошибался, отвлекаясь от чистой поэзии. В конце стихотворения он утверждает бессмертие поэта: «Тебя, как первую любовь, сердце России не забудет».

С годами усиливается ощущение социальных сдвигов, которые происходят в мире, понимание того, что Европа стоит на пороге эпохи революций. Тютчев убежден Россия пойдет другим путем. Оторванный от родины, он создает своим поэтическим воображением идеализированный образ Николаевской Руси. В 40-е гг Тютчев почти не занимается поэзией, его больше интересует политика.

Свои политические убеждения он толкует в ряде статей, в которых пропагандирует идею панславизма, отстаивает православие, считая религиозность специфической чертой русского характера. В стихах «Русская география», «Предсказание» звучат призывы к объединению всех славян под скипетром русского самодержавия, осуждения революционных движений, которые распространились в Европе и угрожали Российской империи.

Тютчев считает, что славяне должны объединиться вокруг России, а революциям противопоставить просвета. Однако, идеалистические настроения относительно русского самодержавия были разрушены позорным поражением России в Крымской войне.

Тютчев пишет острые, хлесткие эпиграммы на Николая I, министра Шувалова, цензурный аппарат.

Интерес к политике постоянно спадал. Поэт приходит к пониманию неизбежности перемен в основе общественно-политического строя России, и это тревожит и одновременно волнует его.

«Я осознаю, — пишет Тютчев, — безрезультатность всех отчаянных усилий нашей бедной человеческой мысли разобраться в ужасном вихре, в котором погибает мир … Да, действительно, мир рушится, и как не потеряться в этой страшной круговерти ».

Страх перед разрушением и радость от осознания уверенной походки нового теперь живут вместе в сердце поэта. Именно ему принадлежат слова, ставшие крылатыми: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые …»

Не случайно он употребляет слово «роковые» («Цицерон»). Тютчев по своим убеждениям был фаталистом, считал, что и судьба человека, и судьбы мира предопределены. Однако это не вызвало у него чувство обреченности и пессимизма, наоборот — заточенные желание жить, двигаться вперед, чтобы увидеть, наконец, будущее.

К сожалению, себя поэт относил к «обломков старого поколения», остро чувствуя отстраненность, отчужденность от «нового молодого племени» и невозможность идти рядом с ним навстречу солнцу и движению («Бессонница»).

В статье «Наш век» он утверждает, что ведущей чертой современника есть раздвоенность. Эту «двуличность» мироощущение поэта мы четко видим в его лирике. Он влюблен в тему бури, грозы, ливни.

В его поэзии человек обречен на «безнадежный», «неравный» бой с жизнью, судьбой, самим собой. Однако эти пессимистические мотивы сочетаются с мужественными нотами, которые прославляют подвиг несокрушимых сердец, сильных духом человек.

В стихотворении «Два голоса» Тютчев воспевает тех, кто преодолевает жизненные трудности и общественные несогласия и может быть взломан только разве что рок. На таких людей с завистью смотрят даже олимпийцы (т.е. боги). В стихотворении «Фонтан» также прославляется тот, кто стремится вверх — к солнцу, к небу.

Философско-социальная лирика Тютчева часто построена на основе композиционного приема параллелизма. В 1-й части изображается привычная для нас картина или явление природы, во II-й строфе автор делает философский вывод, спроектированный на человеческую жизнь и судьбу.

Тематически стихотворения Тютчева разделяем на три цикла: социально-философская лирика (о ней уже говорилось), пейзажная лирика и интимная лирика (о любви).

Мы ценят Тютчева прежде всего как непревзойденного певца природы. В русской литературе не было раньше поэта, в творчестве которого природа весила бы так много. Она выступает главным объектом художественных ощущений.

К тому же сами по себе явления природы переданы немногословное, основная же внимание сосредотачивается на чувствах, ассоциациях, которые вызывают они у человека. Тютчев — весьма наблюдательный поэт, уже с помощью нескольких слов может воспроизвести незабываемый образ.

Природа у поэта переменная, динамичная. Она не знает покоя, находясь изначально в состоянии борьбы противоречий, столкновений стихий, в непрерывной смене времен года, дня и ночи. Она имеет много «лиц», насыщенная красками и запахами (стихотворения «Какое ведь хорошее ты, ночное море», «Весенняя гроза», «Какой веселый шум летней бури» и др.).

Эпитет и метафора имеют неожиданной характер, они по своему значению основном являются такими, которые взаимоисключают друг друга.

Именно это помогает создать картину борьбы противоположностей, постоянных изменений, поэтому особенно привлекают поэта переходные мгновения в природе: весна, осень, вечер, утро («Есть в осени …», «Осенний вечер»). Но чаще Тютчев обращается к весне:

Зиме пришел мука,

Поэтому она печальна —

Ей в окошко стучит,

Жене ее весна.

Перевод М. Рыльского

Бури, метели стремятся остановить прогресс весны, однако закон жизни неумолим:

Зима уходить не хочет,

Весной все ворчит,

Но весна хохочет

И молодо шумит!

Перевод М. Рыльского

Природа в стихах Тютчева очеловеченная. Она близка человеку. И хотя в стихах не встречаем непосредственный образ человека или какие-то признаки ее присутствия (помещение, орудия труда, предметы быта и др.)., Мы внутренне чувствуем, что речь идет именно о человеке, его жизни, чувствах, о том, что на смену старому поколению приходит молодое. Возникает мысль о вечный праздник жизни на земле:

Зима бедствия услышала

Конец своей жизни,

Последнее снег швырнула

В волшебное дитя.

Но что вражья сила!

Снежком умылась тем

И лишь порозовела Весна в цвету своим.

Перевод М. Рыльского

Творчески усвоив учение Шеллинга о господстве в мире единой «мировой душе», поэт убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутреннем мире отдельного человека. Поэтому природа и человек органически слиты в лирике Тютчева и образуют неразрывное целое. «Дума за думой, волна за волной — два проявления одной стихии» («Волна и дума»).

Чувство оптимизма, утверждения праздника жизни является сущностью тютчевской поэзии. Именно поэтому Толстой каждую весну встречал строками стихотворения Тютчева «Весна». Н. Некрасов писал по поводу стихотворения «Весенние воды»: «Читая стихи, чувствуя весну, откуда, сам не знаю, становится весело и легко на сердце, будто на несколько лет моложе».

Традиции пейзажной лирики Тютчева имеют истоки из поэзии Жуковского и Батюшкова. Для стиля этих поэтов характерно, так сказать, преобразование качественных характеристик объективного мира в эмоциональные.

Однако Тютчева отличает философская направленность мысли и яркая, живописная речь, придает стихам благозвучия. Он использует особенно нежные эпитеты: «блаженный», «светлый», «волшебный», «сладкий», «голубой» и другие. В пейзажной лирике Тютчев выступает как поэт-романтик, а в отдельных его стихотворениях ощутимы тенденции символизма («Дни и ночи», «Тени сизые»).

Высокого мастерства достигает Тютчев и в интимной лирике. Он поднимает ее до высоты такого же обобщения, как это наблюдаем и в пейзажной лирике.

Однако, когда пейзажная — проникнута философскими мыслями, то интимная — психологизмом в раскрытии внутреннего мира влюбленного человека. Впервые в русской лирике внимание автора сместилась от лирических страданий мужчины к женщине. Образ любимой уже не является абстрактным, он приобретает живых, конкретно-психологических форм. Мы видим ее движения («Она сидела на полу …»), узнаем о ее переживаниях.

У поэта есть даже стихи, написанные непосредственно от имени женщины («Не говори: меня он любит, как раньше …»).

В 40-50-е гг женский вопрос в России становится проблемным. Еще живым остается романтический идеал, согласно которому женщина представлялась феей, царицей, но никак не реальным земным созданиям.

Жорж Санд в мировой литературе начинает борьбу за эмансипацию женщины. В России опубликовано множество работ, в которых определяется характер, интеллектуальные возможности женщины: является полноценным она по сравнению с мужчиной? В чем ее предназначение на земле?

Революционно-демократическая критика и литература рассматривали женщину как равноценную мужчине существо, но бесправное (роман Чернышевского «Что делать», поэма Н. Некрасова «Русские женщины»). Тютчев разделял некрасовскую («Панаевський цикл») позицию. Однако, в отличие от демократов, зовет не к социальному, а к духовному раскрепощению женщины.

Жемчужиной поэзии Тютчева является «денисьевским цикл».

В 1850-м, когда поэту исполнилось 47 лет, он принимает гражданский брак с Еленой Денисьевой, 24-летней племянницей и воспитанницей инспектрисы Смольного института благородных девиц, в котором учились и дочери (!) Поэта, их связь длилась 14 лет (за это время родилось трое детей). Высшее общество не признавало и осуждало Денисьевой. Деликатная ситуация угнетала молодую женщину, что и повлекло его болезни туберкулезом и раннюю смерть.

«Денисьевський цикл» — поистине роман в стихах о любви. Мы узнаем о радости первой встречи, счастье взаимной любви, неумолимое приближение трагедии (возлюбленная поэта, которую осуждает окружения, не имеет возможности жить с любимым одной жизнью, сомневается в верности и силы его чувства), а затем смерть любимой и «горький боль и отчаяние »по поводу потери, которые не оставляют поэта до конца жизни (« Чему молилась ты с любовью »,« И я один … »).

В интимной цикле много личного, пережитого самим автором, однако здесь нет места субъективизму. Стихи волнуют читателя, ассоциируются с собственными чувствами.

Многие литературоведы отмечает близость в раскрытии темы любви Ф. Тютчева и И. Тургенева. В обоих любовь женщины трагическое, ибо тот, кто ее любит, не в состоянии ответить ей взаимностью такой степени, как чувствует она.

Причина страданий заключается в различиях в женском и мужском характерах. Женщина может жить одним любовью, а у мужчины чувства всегда сосуществует с потребностями социальной или интеллектуальной деятельности. Поэтому лирический герой раскаивается в том, что не способен любить с такой же силой, как его избранница. («Ой, не тревожь меня …»).

Любовь лирического героя Тютчева бессильно, такое, как и любовь героев «тургеневских романов. И это было типичным для того времени.

Тютчев по своему мировоззрению был либерал. И его жизненная судьба похожа на судьбу героев тургеневских романов. Тургенев-реалист видит причину неспособности героев любить в их социальной сущности, социальной бессилии. Тютчев-романтик пытается найти причину в невозможности понять до конца человеческую природу, в ограниченности человеческого «я». Любовь приобретает разрушительную силу, оно нарушает обособленность и целостность внутреннего мира человека. Стремление самовыражения идти, достичь полного взаимопонимания делает лицо уязвимой. Даже взаимное чувство, желание обоих влюбленных «раствориться» в новом единстве — на смену «я» — «мы» — не в состоянии предупредить, как приостановить разрушительный вспышка индивидуальности, «особенности», отчужденности, которая фатально сопровождает влюбленных и традиционно «представляется »за мгновение гармонии душ (« О, как же убийственное мы любим … »).

Большинство стихов Тютчева были положены на музыку и стали популярными романсами.

Однако признали поэта лишь на закате его жизни. 1850 года в журнале «Современник» была опубликована статья Н. Некрасова «Русские второстепенные поэты», которая, в основном, была посвящена Ф. Тютчеву. Критик поднимает его до уровня А. Пушкина и М. Лермонтова: видит в нем поэта «первой величины», поскольку главная ценность его поэзии — в «живом, грациозном, пластически-точном изображении природы». Позже в виде приложения к одному из следующих номеров журнала было опубликовано 92 стихотворения Тютчева.

1854 году за редакцией И. Тургенева увидел свет первый сборник стихов Тютчева. В статье «Несколько слов о стихотворениях Ф.И. Тютчева »Тургенев ставит его выше всех современных русских поэтов.

Творчество Тютчева оказывала немалое влияние на русскую литературу II пол. XIX в. — Нач. XX в. Русский романтизм в его творчестве достиг вершины своего развития в XIX в., Однако не утратил своей жизненной силы, поскольку традиции тютчевской поэтики мы прослеживаем в творчестве Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Блока, М. Пришвина, М. Цветаевой, М. Гумилева и многих других.

На украинский язык переведены только несколько стихотворений Тютчева (переводчики: М. Рыльский, П.Вороний), однако эти переводы нельзя назвать совершенными. Во-первых, очень сложно переводить ассоциативные стихотворения, поскольку они не имеют конкретного содержания, а во-вторых, препятствием является и поэтический словарь Тютчева, в котором имеются такие смысловые оттенки слов, которые невозможно дословно передать на другом языке. Поэтому в переводах отсутствует неповторимое звучание именно Тютчева речь в стихах.

«Silentium» (1830)

Стихотворение имеет латинское название, которое в переводе означает «Молчание» В нем словно скрестились две темы: традиционная для литературы тема поэта и поэзии и тема любви. По форме и содержанию стихотворение декларативный, т.е. автор пытается убедить читателя в правильности суждений, которые задекларированы в нем.

В первой строфе на основе собственных мировоззренческих убеждений Тютчев предостерегает нас от попытки рассказать миру о своих чувствах и мысли:

Молчи, закрой от жизни

И мечты, и свои чувства.

Перевод П.Вороного

Человек и природа живут по одним законам. Как не могут понять звезды того, чем они блестеть и угасать в вышине, так и человек не может и не должна пытаться понять, почему чувство внезапно возникают и так же внезапно исчезают:

Пусть в пучине глубины

И сходят, и зайдут они,

Как звезды ясные ночью:

Любуйся ими и молчи.

Тютчев считал, что чувство выше разума, поскольку они являются порождением вечной души, а не бренной материи. И поэтому пытаться выразить то, что происходит в душе человека, не имеет смысла, и не возможно вообще:

Как сердцу выразит себя?

Ли поймет кто тебя?

Не поймет слова он,

Потому мысль выражена — тлен.

Человек — это «вещь в себе», каждая личность неповторима и «загерметизированы» в своем собственном духовном мире. Именно в нем человек и имеет почерпнуть животворные силы, а не пытаться найти поддержку среди материального среды:

В себе самом жить умей!

Есть целый мир в душе твоей

Секретно-чарующих дум,

Заглушить их обыденный шум,

И исчезнут, в сиянии дня мручы,

Ты слушай пение их и молчи!

И снова в последних строках стихотворения поэт сопоставляет мир человеческой души и мир природы. Это подчеркивается рифмовкой слов, которые имеют основную смысловую нагрузку — «дум — шум», «мручы — молчи».

Рефреном звучит слово «молчи». Оно употребляется в стихотворении 4 раза, и это фокусирует наше воображение на основной мысли стихотворения: почему и о чем нужно молчать.

Стихотворение дает нам некоторое представление и о предмете поэзии. Прекрасное свойственно человеческой душе, именно для ее характеристики поэт использует единственный в этой поэзии (в целом не характерно для его поэтики и отличается от других богатством экспрессивно выразительной лексики), величественно-поэтический эпитет — «секретно-чарующих дум». И это тогда, когда окружающий мир получает прозаическое определение — «обыденный шум».

Мир человеческой души — живой и опредмеченный, он существует как бы вне человека («Любуйся ими»-то есть своими чувствами — и молчи »). Ця.авторська идея подчеркивается насыщенной метафоричностью речи («чувство сходят», «чувство зайдут», «сердце выражает себя»).

Автор использует двустопный ямб, который способствует усилению смыслового звучания речи. Усиливают его ораторское направленность и риторические вопросы и восклицания. В вопросах прослеживается тема («Как сердцу выразит себя?», «Поймет кто тебя?»), В ответах — идея («Молчи, закрой от жизни и мечты, и свои чувства!», «В себе самом жить умей!» , «Ты слушай пение их (почуттив. — Н.М.) и молчи!».

Это стихотворение является важным для понимания сути поэзии Ф.И.Тютчева, особенно его интимной лирики.

«Последняя любовь»

(1852 или 1854)

Стихотворение относится к «денисьевским цикла» и посвящен сильному вспышки последней любви поэта. Стихотворение романтический по звучанию. В центре произведения — образ-чувство, образ-переживание. Нет никаких ссылок на то лицо, которому он посвящен, лирическая героиня — вне контекста повествования. И поэтому поэзия приобретает не конкретно-личностного, а общечеловеческое звучание. Это не рассказ о любви пожилого человека Тютчева к молодой девушки Елены Денисьевой, это рассказ о последнем ярко чувство, которое может вспыхнуть в душе человека, — «о последней любви».

Стихотворение имеет форму развернутой метафоры: картины природы перемежаются с описаниями чувств лирического героя. Последняя любовь ассоциируется в сознании поэта с «прощальным сиянием зари вечерней». Автор понимает, что его жизнь подходит к концу («уже полнеба охватила тень» и «стынет в жилах кровь»), и тем дороже для него это странное и прекрасное чувство, которое можно сравнивать только с «сияние» среди темной ночи.

Стихотворение отличается эмоциональностью, задушевностью, такого ощущения автору удалось достичь с помощью междометий «Ой», звучащие в начале и конце стихотворения, повторением отдельных, наиболее значимых для лирического героя слов («подожди», «по-жди-ка». «Вечерний день »,« продовжуйся »,« продолжается »,« чудо »), удачным подбором благозвучных слов (нежность, обаяние, блаженство и др.).. Неповторимость этой поэзии предоставляют метафоричность эпитетов и словосочетаний («прощальное сияние», «стынет кровь» и др.), оригинальное сочетание конце произведения совершенно разных по лексическим значением слов «блаженство» и «безнадежность», использование неожиданных грамматических вариантов одного слова («нежнее» и «нежность»).

Мелодичность, напевность стиха способствовали тому, что к нему неоднократно обращались композиторы как XIX, так и XX вв.

«Фонтан» (1836)

Стихотворение построено по принципу параллелизма. Первая строфа описывает явление природы, второе — проецирует его на человеческую жизнь. По содержанию это поэзия философская, в ней автор рассуждает о предопределенности человеческой жизни. И одновременно он в восторге от тех смельчаков, пытающихся вырваться за пределы этого рокового круга.

Лирический герой с удивлением рассматривает брызги фонтана, которые, сверкая в лучах солнца, хлынут вверх, к небу. Однако, как бы высоко не взлетали они «пылью огнецвитним», им «суждено» упасть на землю. Далее в сознании автора это ассоциируется с человеческой жизнью. Как бы человек не старался добиться на своем жизненном пути чего-то необычного, яркого и выдающегося, она обречена, как обреченные брызги фонтана упасть с высоты. Несмотря на, казалось бы, пессимистичный содержание, стихотворение не вызывает чувство безнадежности. Наоборот — оптимизм, ведь он воспевает и превозносит тех, кто не желает мириться с серой обыденностью.

«Фонтан», как и большинство стихов Тютчева на философские темы, написанный в форме эмоционально насыщенного монолога. Начинается он обращением к незримо присутствующего собеседника: «смотри», в текст введены местоимения «тебя», «ты», использованы риторические восклицания. Однако избыток чисто «эстетической», «экзотической» лексики (например, «длань») в стихотворении вызывает затруднения у переводчиков.

«Весенняя гроза» (1828)

Это один из лучших стихотворений Тютчева, который издавна стал хрестоматийным. Чисто пейзажный, лишен философского дидактизма (который есть в стихах «Зииепииит!» И «Фонтан»), стихотворение доступен не только для взрослого, но и для детского восприятия.

Тютчев любил «переломные моменты» в природе, когда происходит смена времен года, ночь уступает дню, после грозового ливня из числа облаков пробиваются солнечные лучи. Характерным для пейзажной лирики поэта является начало стихотворения, в котором он безапелляционно утверждает: «Люблю я время грозы весной». Далее идет описание природы во время первой майской грозы. Чем же так привлекает лирического героя гроза, явление природы, которое многие просто опасаются? Гроза Тютчева привлекает неуправляемостью стихии, когда все охвачено вспышками молний, когда все находится в состоянии борьбы, в движении. Это определило и выбор автором динамично-го стихотворного размера-двустопного ямба.

Каждая строфа стихотворения посвящена одному из этапов грозы. В первой строфе гроза лишь приближается, напоминая о себе отдаленным громом. Небо все еще ясное и голубое:

Люблю я время грозы весной,

Когда майский первый гром,

Словно упиваясь игрой,

Грохочет в небе голубом.

Перевод М. Рыльского

Во второй — гроза приближается, начинается борьба между солнцем и бурей, гром звучит громко и ощутимо:

А в третьей строфе — гроза в разгаре. Но побеждает не злая сила, а природа, жизнь. Поэтому «все подпевает громом»:

Бегут потоки вод прозрачных,

Птичий не смолкает гам,

И в лесу гам, и шум в горах, —

Все подпевает громам.

Это радостное настроение, веселье звучат и в последней — заключительной строфе, где появляется образ «озорной Гебы» (в греческой мифологии богиня юности, дочь верховного божества — Зевса), которая «обществен-мокипучий кубок с неба на землю со смехом разлила» .

Несмотря на подробный предметный описание грозы (гром, пыль, дождь, поток воды), главным в стихотворении есть не образ грозы, а образ-чувство, то настроение, которое вызывает она в сердце лирического героя. Стихотворение написано романтическим творческим методом: олицетворение природы («гром играет», «гремит Голосистое», природа «подпевает»), величественно поэтическое сравнение («капель прозорчасте ожерелье на солнце золотом горит»), использование античных образов (Геба, Зевс и др. .).

Стихотворение изящный и по своей форме, и по своему содержанию. Зная его, тем повторяешь про себя, а встречая первую весеннюю грозу, чувствуешь радостно-оптимистичное настроение, которое передает нам через века большой мастер поэтического слова.

Использованная литература

Захаркин А.Ф. Русские позтн второй половины XIX в. М., 1975.

Касаткина В.Н. Позтическое мировоззрейие Ф.Й.Тютчева: Саратовский ун-т, 1969.

Похожие статьи